КЕРАМИКА
Керамика - изделия из глины. Конечно же, как и другие виды ремесла, керамика носила сугубо утилитарный характер.
Делали из глины предметы быта, а точнее посуду, да игрушки для детей малых. Все делали способом лепки.
Ремесло это появилось у нас в каменном веке.
Со времен неолита и по сей день пользуется спросом керамический горшок.
Сначала простой, позже, из-за потребности человека в гармонии и красоте, появляются на нем узоры, орнаменты и символы. Орнамент был, как правило, геометрический.
Треугольники, ромбы, квадраты, крестики, скобки чередовались с узкими лентами из насечек и наколов.
В позднебронзовый период орнаменты упрощались и даже вовсе отсутствовали в белорусской керамике, чего нельзя сказать об украинской.
Большой шаг в развитии керамического производства пришелся во времена Киевской Руси. В Х ст. на территории Беларуси появляется гончарный круг, это дает возможность расширять производства и придавать изделиям более эстетичный вид и правильную форму.
С появлением городов гончарство становится целиком ремесленническим занятием и начинает делится на сельское и городское. Для городского ремесла характерен широкий ассортимент. Результаты археологических исследований говорят о том, что горожане даже освоили глазурование.
Глазурование – это один из видов декорирования керамики. Изделие, которое прошло один обжиг покрывается глазурью и ставится во второй обжиг.
В результате мы получаем красивую цветную или просто прозрачную глянцевую поверхность. Сложность в том, что из-за разного состава, глазури обжигаются при разных температурах. Да и первоначальный цвет, как правило, отличается от итогового.
Это особенно нужно учитывать при использовании нескольких глазурей сразу. Глазурями наносили орнаменты, покрывали части изделия или вовсе целое изделие.
Позже глазурование широко применялось в производстве кафельной плитки.
Второй вид декорирования изделия называется «обвар». Технология интересная, и надо сказать, очень зрелищная. После первого обжига изделия достают из печи раскаленным и опускают в специально приготовленный «рассол».
У каждого мастера рецепт свой и не особенно они этим делиться хотят. Разве что подмастерье знает все секреты технологии.
Но надо сказать, что узоры на горшках получаются уникальные. А когда смотришь на все это – дух захватывает, от того как ловко из печки мастер щипцами достает жаром пышущий горшок и опускает в емкость.
Пар от туда как из бани, а потом фокус преображения. Вот вам зрители этот же горшочек, только с ажурным узором. Прям как в сказке. Такие мастер – классы можно увидеть на фестивалях народного творчества. Следующий вид декорирования, не менее интересная технология- дымление. Начало похожее, только раскаленное изделие не в рассол опускают, а в опилки.
Изделие приобретает черный, иссиня-черный с металлическим блеском цвет.вид И еще один вид декорирования. возможно, один из первых. Называется он «молочение». Как уже понятно из названия, готовое изделие окунали в молоко и ставили в обжиг. Сейчас мастера стараются выбирать молоко с высоким процентом жирности.
Конечно, раньше использовали молоко домашнее. Оно никогда не сравниться с магазинным, но, тем не менее, в результате получается изделия с приятным теплым оттенком.
Этот вид еще хорош тем, что жир с молока забивает поры в поверхности и изделие становится еще более устойчивым к влаге. Что хочется заметить, так это то, что все натуральное, приятное и полезное в использовании.
Конечно, сейчас уже нет такого широкого производства, как в старые времена. Время идет, все меняется. Ремесло это живет в мастерах народного творчества, как память и дух нашей истории.
КЕРАМИКА, -и, ж. 1. собир. Изделия из обожженной глины, глиняных смесей. Художественная к. 2. Гончарное искусство. Заниматься керамикой. || прил. керамический, -ая,-ое.
кемпинг, кенарка, кенарь, кенаф, кенгурёнок, кенгуру, кентавр, кепи, кепка, КЕРАМИКА, керога3, керосин, керосинка, кесарь, кессон