Лизинг - значение и описание

ЛИЗИНГ (англ. leasing — аренда) — долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей оборудование за свой счет и сдающей его в аренду на несколько лет, и фирмой-арендатором (лизингополучателем), которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. После истечения срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый договор), либо выкупает имущество по остаточной стоимости. Международным называют лизинг, договор о котором заключается между арендатором и арендодателем, находящимися в разных странах. 

Лизинг автотехники

ливмя:, ливнесток, ливр, ливрея, ливский, ливы, лигатура, лидер, лидировать, ЛИЗИНГ, лизоблюд, лизоблюдничать, лизунец, лик1, лик2"

Идея лизинга далеко не нова, хотя термина “лизинг” (leasing) как такового еще не было. Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384 / 383 - 322 г. г. до н. э.). Именно ему принадлежит название одного из трактатов в “Риторике”: “Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности”. То есть, не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое - либо имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате этого получать доход. Арендные (лизинговые) сделки были известны и во времена, много предшествовавшие годам, когда жил Аристотель. Они заключались, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Эти глиняные таблички, найденные в 1984 году, рассказывают о храмовых священниках - арендодателях, заключавших договоры с местными фермерами. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом. Английский историк Т. Кларк обнаружил несколько положений о лизинге в Законах Хаммурапи, принятых между 1775 - 1750 годами до н. э. Группа статей, касающихся собственности,- самая большая в судебнике Хаммурапи. Статьи обстоятельно рассматривали все случаи аренды и нормы арендной платы, условия залога имущества. Другие древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду привлекательным, доступным и порой единственно возможным способом приобретения оборудования, земли и домашнего скота. Древние финикийцы, прослывшие отличными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико - правовой сути очень схожа с классической формой современного лизинга оборудования. Множество краткосрочных договоров аренды обеспечивали получение судна и экипажа. В современных условиях эти сделки соответствуют операциям так называемого “мокрого” лизинга. Долговременные чартерные соглашения подписывались на срок, покрывавший весь расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора принятия на себя большей части обязательств, вытекающих из монопольного использования арендуемых средств. Римскому праву также был хорошо известен комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без права собственности. Эти отношения отражались как в договорном праве- в форме договора найма вещей так и в вещном праве- в виде так называемого сервитута, т.е. права пользования чужим имуществом в определенных пределах, а точнее, его разновидности – узуфрукта, или личного сервитута, т.е. права пожизненного пользования чужой вещью и доходами от неё с условием сохранения её целостности и хозяйственного назначения. Император Юстиниан I (483 - 565 г. г.), осуществивший кодификацию римского права, отразил лизинговые отношения в известных Институциях. Именно в сочетании отдельных элементов договорного и вещного права заключается сложность природы современного лизинга, что создает немало правовых проблем при его практическом использовании. Лизинг в древности не был ограничен арендой каких-либо конкретных типов собственности. Фактически из истории известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника. Первое документальное упоминание о практически проведенной лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова. В Венеции также в XI веке существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания они возвращались владельцам, которые вновь сдавали их в аренду. В средневековье арендная деятельность была несколько ограничена. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственные орудия и лошади. Однако время от времени происходили события, порождавшие уникальные формы и предметы аренды. Так, в 1248 году была зарегистрирована лизинговая сделка, в соответствии с которой рыцарь Бонфис Манганелла Гаэта арендовал доспехи для участия в Седьмом Крестовом походе. Затем он выплачивал за них арендную плату, которая в конечном итоге значительно превысила первоначальную стоимость амуниции. В те же времена операции, аналогичные современному лизингу, применялись в Англии. Необходимо иметь в виду, что на протяжении столетий аренда движимого имущества согласно Английскому поземельному закону признавалась неправомочной. Однако долгосрочная аренда реальной собственности допускалась и во многих случаях была единственным доступным, из-за жесткой системы земельного законодательства, средством приобретения прав на использование земли. Поэтому предметом аренды чаще всего становились фермерское оборудование и лошади. В Великобритании одним из первых нормативных актов, регулирующих отношения, схожие с лизинговыми, был Закон (Устав) Уэльса 1284 года. В 1572 году в Великобритании был принят законодательный акт, разрешающий использовать только действительный, а не мнимый лизинг, то есть законными признавались арендные договоры, подписываемые на разумных основаниях, так как к тому времени участились сделки, имеющие целью сокрытие истинного положения вещей - кто собственник, кто владелец. Использовалось это как средство скрытой передачи собственности, то есть для введения в заблуждение кредиторов. Таким образом, оригинальная идея разделения владения и собственности и возможности извлекать выгоду из владения известна праву с древнейших времен. В начале XX века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности. Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозки угля, однако вскоре стала очевидной невыгодность и невозможность такого финансирования. Выработка угля увеличивалась, открывались новые шахты, требовалось все больше вагонов. Вполне резонно, что небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложения капитала. Они покупали вагоны для угля и сдавали их в аренду (лизинг) железнодорожным компаниям. Появились компании, единственной целью которых был лизинг локомотивов и железнодорожных вагонов. При составлении договоров они стали включать в него право на покупку (опцион), предоставлявшееся пользователю по окончании срока лизинга. Одной из причин появления такого условия было то, что пользователи гораздо аккуратнее и бережнее обращались с вагонами, если существовала перспектива их последующего приобретения в собственность. Такие сделки получили название договоров аренды – продажи. Дальнейшее развитие лизинга и аренды - продажи привело к необходимости разграничения договоров лизинга и аренды - продажи. В США также обозначился спрос на финансирование аренды различных видов техники и оборудования. Первый зарегистрированный арендный договор персональной собственности появился в США в начале XIII века, когда члены гильдии получили по нему в аренду лошадей, фургоны и коляски. В дальнейшем рост лизинговой активности определялся, как и в Великобритании, развитием железнодорожного транспорта. При этом проблемы роста были очень схожи с английскими. Железнодорожные компании начали искать возможности для получения вагонов в пользование, а не в собственность, либо выставляли частным грузоотправителям условие о самостоятельном предоставлении вагонов. В результате инвесторы стали обеспечивать необходимую рентабельность вложений, финансируя приобретение локомотивов и железнодорожных вагонов. Управление оборудованием осуществлялось через трасты, за которыми стояли банки или тресты, их создавшие. При этом сертификаты трастов продавались инвесторам и предоставляли им право на получение доходов в размере определенных процентов на размер инвестиций. Как и при современных лизинговых отношениях, управляющий трастом (он, по сути, являлся главой лизинговой компании) платил изготовителю за полученное от него оборудование, а затем собирал арендную плату с пользователя этого оборудования на протяжении всего срока действия договора. Арендная плата по своему размеру должна была покрывать обязательства, вытекающие из сертификатов, выпущенных для продажи инвесторам. Существовало много разновидностей трастового использования оборудования. Наиболее широко признанным типом финансирования железных дорог был признан план “Филадельфия”, который допускал передачу прав монопольного использования оборудования конечному пользователю по завершении изначально определенного срока арендного договора. План “Филадельфия” стал предшественником сегодняшних условных коммерческих контрактов лизинга по модели “деньги - на деньги”. В начале XX века многие железнодорожные лизинговые компании осознали, что возрастающее число грузоотправителей не желает осуществлять долгосрочное управление или монопольное использование вагонов, что предусматривало предоставление оборудования в трастовое (доверительное) пользование. Вместо этого они требовали лишь краткосрочного его использования. Трасты стали предлагать контракты с более коротким сроком действия. По окончании контракта вагоны должны были возвращаться арендодателю, который сохранял за собой право собственности. Такие арендные договоры заложили начало операционного лизинга. Развитие экономических отношений предопределило заинтересованность производителей техники и оборудования в получении необходимого финансирования изготовления своей продукции. Это обстоятельство, в свою очередь, вызвало в США в начале XX века волну нового вида кредитования - кредита, выплачиваемого по частям. Изготовители и продавцы считали, что они смогут продать больше, если наряду с необходимым оборудованием предложат более привлекательный для клиента план - график выплат. Отсюда берет начало практика лизингового финансирования, обеспечиваемого продавцами - данный вид лизинговых отношений остается до настоящего времени важнейшим инструментом поставок по лизингу. Первое известное употребление термина “лизинг” относится к 1877 году, когда телефонная компания “Bell” приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Интересуясь прибылью от предоставления специфических по тому времени финансовых услуг, производители новой техники были также заинтересованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, воплощенной в новых машинах. Поэтому многие высоко оценили аренду оборудования, позволяющую им в отличие от простой продажи защитить свое монопольное право на использование “ноу-хау”. Аналогично “Bell” компания “Hughes”, изготовляющая инструменты, сохраняла контроль над ценами, предоставляя свой специализированный 11-ти гранный бур только на условиях аренды. Компания “U. S. Shoe Machenery”, производившая оборудование для изготовления обуви, использовала соглашения, связывавшие клиентов исключительно с ее собственной продукцией. Только принятие федерального антимонопольного законодательства США положило конец этой практике и потребовало от изготовителей выставить оборудование на свободную продажу. Во время второй мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью. Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Эти подрядчики понимали, что большая часть их товаров или услуг необходима правительству, лишь пока идет война, и что, по всей вероятности, контракты не будут возобновлены после ее окончания. Таким образом, промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. Кроме того, специализированные станки и машины вообще могли иметь очень ограниченную рыночную стоимость в мирное время. Правительственные подрядчики осознали, что аренда промышленного оборудования на срок, ограниченный договором подряда (в противоположность покупке), минимизирует риск. В тех случаях, когда требовались большие специализированные машины и инструменты, само правительство должно выступать перед подрядчиками в роли арендодателя. В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако «законным отцом» автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк - торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов первым предложил долгосрочную аренду автомобилей. В России с понятием “лизинг” познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 - 1945 годах по lend - lease осуществлялись поставки американской техники. Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования. Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости. В странах континентальной Европы лизинговые компании стали создаваться в первой половине 60-х гг XX в. На сегодняшний день в Западной Европе сложилась следующая структура лизингового рынка. На первом месте по объему лизинговых операций находится лизинг автомобилей; на втором – промышленное оборудование; далее следуют компьютеры и офисное оборудование; транспортные средства производственного назначения, суда, самолеты, железнодорожные вагоны и локомотивы. 1.2 Понятие лизинга, его значение В Федеральном Законе "О лизинге" дается следующее определение лизинга Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Лизинг в самом широком толковании представляет собой комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей передачей его во временное пользование за определенную плату. Более четко характеризует лизинговые отношения следующее определение: «Лизинг- это особый вид предпринимательской деятельности, включающей три формы организационно-экономических отношении: арендные, кредитные и торговые, содержание каждого из которых в отдельности полностью не исчерпывает сущности таких специфических имущественно-финансовых операций. Классическая лизинговая операция осуществляется с участием трех сторон: лизингодателя, лизингополучателя и продавца (поставщика) имущества. Схема самой операции выглядит следующим образом. Будущий лизингополучатель нуждается в определенном имуществе, для приобретения которого у него нет свободных денежных средств. Он обращается в лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми ресурсами, с предложением о заключении договора лизинга. По условиям этого договора лизингополучатель выбирает продавца необходимого ему имущества, а лизингодатель приобретает это имущество и передает его как свою собственность во временное пользование лизингополучателю, который выплачивавет лизингодателю установленные лизинговые платежи. По окончании срока договора имущество либо возвращается лизингодателю, либо переходит в собственность лизингополучателя. Число участников операции может сократиться до двух, если лизингодатель либо лизингополучатель одновременно является продавцом имущества. В реализации крупномасштабной и дорогостоящей операции, напротив, может участвовать больше сторон. В этом случае лизингодатель, как правило, привлекает к сделке новых участников, способных обеспечить необходимые объемы финансирования (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и т.д.). С точки зрения имущественных отношений лизинговая сделка состоит из двух взаимосвязанных составляющих: отношений, связанных с куплей-продажей, и отношений, связанных с временным использованием имущества. С позиций обязательственного права эти отношения реализуются с помощью двух видов договоров: договора купли-продажи и договора лизинга. В том случае, если в договоре лизинга предусмотрена продажа имущества по окончании срока договора, то отношения по временному использованию имущества вновь трансформируются в отношения купли-продажи. Только теперь они возникают между лизингодателем и бывшим лизингополучателем, в чью собственность переходит имущество. Важно отметить, что все элементы лизингового процесса тесно связаны между собой. Отношения по временному использованию имущества, регулируемые договором лизинга, возникают только после реализации договора купли-продажи. Получается, что только исполнив один договор, можно перейти к реализации следующего. Вместе с тем очевидно, что отношения по передаче имущества во временное пользование играют здесь определяющую роль, а отношения по купле-продаже имущества имеют подчиненное значение. Так же тесно взаимодействуют между собой все участники лизингового процесса. На первом этапе поставщик имущества и лизингодатель, заключая договор купли-продажи, выступают как продавец и покупатель. На втором этапе покупатель имущества - лизингодатель сдает его по договору лизинга во временное пользование лизингополучателю. Экономическая сторона лизинговой операции выглядит следующим образом. Имущество, передаваемое в лизинг, является собственностью лизингодателя. Он становится собственником имущества, приобретая его у продавца за полную стоимость по договору купли-продажи. Лизингополучатель по договору лизинга получает право на владение и пользование имуществом в течение определенного времени. За это право лизингополучатель выплачивает лизингодателю установленную договором сумму в виде лизинговых платежей, которые включают полную или частичную компенсацию стоимости имущества, а также плату за саму лизинговую услугу и другие дополнительные услуги лизингодателя. Затраты лизингодателя на приобретение имущества могут не полностью компенсироваться лизинговыми платежами. Степень компенсации затрат зависит от соотношения между периодом действия договора и сроком амортизации имущества. Если срок амортизации превышает период действия договора, то имущество по окончании договора, как правило, остается в собственности лизингодателя, но учитывается уже по остаточной стоимости. (Приложение 1) 1.3 Объекты и субъекты лизинга Основными элементами лизинговых операций являются: 1. Объект сделки — им может быть любой вид материальных ценностей, если он не меняет своей натурально-вещественной формы. Объектами лизинговых операций чаще всего выступают: стандартное и уникальное промышленное оборудование (включая комплектное), авиационные двигатели, суда, самолеты, автомобили, контейнеры, компьютеры и другое. Подробнее об этом будет рассказано при рассмотрении различных видов лизинга. 2. Субъект сделки— это стороны лизингового договора, имеющие непосредственное отношение к объекту лизинговой сделки. При этом выделяют прямые (лизинговые фирмы: производственные, торговые, транспортные фирмы; население; поставщики объекта сделки) и косвенные (компании и инвестиционные банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантом сделки, страховые компании, брокерские и другие посреднические фирмы). В зависимости от предоставляемых лизинговых услуг компании подразделяются на финансовые и сервисные. Финансовые лизинговые компании занимаются организацией финансовых форм лизинга, их еще называют "поставщиками кредита", сервисные же компании, передавая оборудование, берут на себя все или часть обязанностей, связанных с обслуживанием, ремонтом, страхованием объектов лизинга, контролируют оплату налогов, ведут бухгалтерскую отчетность, консультируют пользователя в отношении эксплуатации оборудования и т. д. Широкое применение лизинга привело к существенному увеличению числа компаний, специализирующихся в этой области, а также к расширению круга организаций, которые стали принимать участие в лизинге. В качестве арендодателя в лизинговых операциях выступают — учреждения банка или его филиал, в уставе которых предусмотрен этот вид предпринимательства; — финансовая лизинговая компания, создаваемая специально для осуществления лизинговых операций, основной и фактически единственной функцией которой является оплата имущества, т. е. финансирование сделки; — специализированная лизинговая компания, которая в дополнение к финансовому обеспечению сделки берет на себя весь комплекс услуг нефинансового характера: содержание, ремонт имущества, консультации по его использованию, замену изношенных частей и т. д. — любая фирма или предприятие, для которых лизинг — не профилирующая, но и не запрещенная уставом сфера предпринимательства, и которые имеют финансовые источники для проведения лизинговых операций, например страховые, или пенсионные фонды; — лизинговые брокерские фирмы, которые занимаются поиском и организацией контактов потенциального арендатора, предпринимателя и лизинговой фирмы или банка, за определенное вознаграждение могут финансировать лизинговую операцию. Они не несут никакой финансовой ответственности по заключенным контрактам. Здесь необходимо заметить, что лизинг не является "банковской операцией" в точном смысле этого слова. Он относится, к так называемой, "близкой к банковской" форме финансирования, которая может осуществляться и торгово-промышленными предприятиями, но в первую очередь этим занимаются специализированные лизинговые компании, учреждаемые различными физическими или юридическими лицами (банками, страховыми обществами, промышленными предприятиями, общественными организациями, частными лицами), хотя банки играют в лизинге чрезвычайно важную и заметную роль. Участие банков может быть прямым (если они непосредственно сдают в лизинг машины и оборудование) и косвенным (если предоставляют ссуды лизинговым компаниям). Ни одна сколько-нибудь крупная лизинговая операция не обходится без участия банков. Уже в течение многих лет в лизинге участвуют страховые компании. Необходимо отметить, что активизация их деятельности наблюдается не только в области лизинга. Страховые компании, наряду с банками, стали играть заметную роль как участники кредитной системы. Страховые компании, как и банки, участвуют в прямом и косвенном лизинге. Если в силу своего устава страховые общества неправомочны вкладывать деньги в движимое имущество, то они нередко создают посреднические организации или используют институт доверительной собственности (как это делается за рубежом). Выгоды, получаемые отдельными фирмами, складываются в общий хозяйственный эффект, способствующий появлению новых технологий, росту объемов производства товаров и услуг. 3. Срок сделки (периода лизинга)— это время действия лизингового договора. При его определении учитывают срок службы оборудования по технико-экономическому обоснованию, период амортизации оборудованияя цикл появления более производительного или дешевого аналога объекта сделки, динамику инфляционного процесса, конъюнктуру рынка. Срок, на который заключается лизинг, определяется с учетом сроков амортизации или с использованием метода ускоренной амортизации. Причем, применение ускоренной амортизации экономически выгодно и лизингодателю (особенно банку), и лизингополучателю. Первый в более короткий отрезок времени возвращает ресурсы, что особенно важно в условиях высокой инфляции; второй имеет возможность сократить сумму налога на прибыль и приблизить момент получения имущества в свою собственность, если это предусмотрено в договоре. 4. Лизинговые платежи. В стоимость лизинговых операций закладывается обоснованный риск, связанный с большой стоимостью объекта и длительностью договора. Лизинговый платеж включает амортизацию, плату за ресурсы, привлекаемые лизингодателем для осуществления сделки; лизинговую маржу, включающую доход лизинговой компании (1—3%) и рисковую премию, которая зависит от солидности лизингополучателя. Сумма платы за ресурсы, лизинговой маржи и рисковой премии образует лизинговый процент. Поскольку лизинг, в современном смысле слова, означает имущественные отношения, которые складываются следующим образом: одна организация (пользователь) обращается к другой с просьбой приобрести необходимое имущество и передать его ей во временное пользование, то необходимо разбить это описание на несколько стадий: 1) пользователь сообщает лизинговой компании (банку и т. п.), какое имущество ему необходимо; 2) лизинговая компания покупает это имущество у фирмы -изготовителя или оптовой фирмы (или же где-либо еще); 2) лизинговая компания, уже став собственником имущества, передает его во временное пользование на основании отдельного контракта. Таким образом, налицо два договора: купли-продажа и передачи имущества во временное пользование. При этом следует учитывать некоторые важные особенности. Первая — возможность включения в договор лизинга условия о продаже имущества пользователю по истечении срока договора. Вторая — особое распределение ответственности между участниками лизинга. Например, в случае обнаружения дефекта в оборудовании пользователь направляет свои претензии не лизинговой компании, а непосредственно изготовителю, с которым никакими договорными условиями не связан. Итак, речь идет о комплексе отношений, состоящем из двух элементов: отношений по купле-продаже и отношений в связи с временным использованием имущества. Кроме того, в некоторых случаях в лизинг составной частью входят сделки, связанные с получением кредита лизинговой компанией и с обеспечением надлежащего исполнения обязательств пользователем. Главную роль играют отношения по временному использованию имущества, отношения по купле-продаже являются как бы вспомогательным звеном. Однако нельзя недооценивать важность последних, поскольку именно они являются основой, на которой строятся отношения по временному использованию имущества (при наличии опциона на покупку, перерастающие в отношения купли-продажи). Ни один из элементов этой сложной структуры не может существовать самостоятельно, без связи со всеми остальными. Изготовитель и лизинговая компания, заключая договор купли-продажи, выступают в качестве продавца и покупателя. Затем покупатель, предоставляя оборудование во временное пользование, выступает уже как участник второго элемента, как лизингодатель. К тому же здесь имеется "перекрестная" связь участников разных элементов: продавец имущества, хотя и заключает договор со специализированной компанией (покупателем), передает его лизингополучателю и несет ответственность за качество имущества перед ним, а не перед стороной договора купли-продажи. Рассмотрение отдельных элементов вне связи друг с другом сделало бы невозможным правильное понимание роли каждого участника, а также регулирование спорных вопросов. На основе договора купли-продажи изготовитель (или же собственник) имущества передает право собственности на него специализированной лизинговой компании (банку и т. п.). Последняя, однако, не может пользоваться и распоряжаться имуществом в полной мере. Ее возможности в данном случае ограничены. Из всех правомочий собственника она может реализовать лишь право распоряжения, причем совершенно определенным образом: сдать его во временное пользование по договору лизинга. Это объясняется, во-первых, тем, что имущество приобретается специализированной лизинговой компанией именно с этой целью, а во-вторых, имущество передается не контрагенту по договору купли-продажи, а пользователю (лизингополучателю). Ограничение прав собственника возможно в случае, если он получает за это какое-либо возмещение. При лизинге таким возмещением являются амортизационные и налоговые (в полной мере пока только за рубежом) льготы, предоставляемые лизингодателю государством. Что касается опциона на покупку лизингового имущества по истечении срока договора лизинга, то в различных странах существует разный подход к тому, является ли он обязательным условием договора лизинга. Американское законодательство и практика не считают его обязательным элементом рассматриваемых отношений. Отсутствие этого условия не изменяет общей характеристики имущественных отношений. В любом случае предполагается участие лизингодателя и лизингополучателя, заключается два или более договоров, пользователь вступает во взаимоотношения с.изготовителем и так далее.


Комментировать

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи ... Авторизуйтесь, через вашу любимую социальную сеть!