СКУЛЬПТУРА - Скульптурная пластика
Скульптурная пластика. Развитие. В широком смысле понятие «скульптура» объединяет довольно разные изделия, которые имеют объем, объемная форма изобразительного характера. деревянная скульптура является гордостью польского и литовского народного искусства.
Так же не обделяют вниманием исследователи народного искусства Украины, Словакии, Чехии. В то же время издания на русском языке ее практически не включают, ограничиваясь деревянной народной игрушкой, хотя некоторые монографические издания прямо указывают на ее принадлежность к народному искусству.
Это объясняется сложным отношением православной церкви к объемной скульптуре. Что касается белорусской народной деревянной скульптуры, то причиной ее малой известности является слабая изученность этого вида народного искусства.
Поэтому не удивительно, что долгое время она не фигурировала в перечне других видов ремесел, как будто ее вовсе и не было.
Уцелевший после неоднократных антирелигиозных компаний материал, который относится к концу XIX- началу ХХ ст. представляет собой образцы «наивного реализма», некоторыми исследователями оценивается достаточно скептично. Наверное, повлияло русское искусствоведение, которое линию развития деревянной культовой скульптуры заканчивает началом XVIII ст., в лучшем случае - серединой XIX.
И Беларуси деревянная пластика профессионального характера до XVIII ст. также приходит в упадок и свидетельствует о том, что религиозное искусство уже не способно было показывать передовые тенденции эпохи. Нужно сказать, что расцвет белорусской деревянной скульптуры, как раз таки, приходится на XIX- начало ХХ ст., а на территории Западной Беларуси она бытовала до середины ХХ ст.
Это же касается деревянной народной скульптуры Польши и Литвы, по своей стилистике и характеру очень похожей на белорусскую. Истоки этого вида ремесла уже хорошо узнавались. Их можно считать языческими общеславянскими. Костяные, каменные, деревянные, глиняные фигурки людей, животных и птиц - одни из первых памятников искусства. Настоящий расцвет скульптуры пришелся на XV-XVI стст., в связи с развитием монументальной декоративной резьбы для украшения храмов.
Православная церковь не признавала объемную скульптуру в интерьере. Поэтому мастерам скульпторам приходилось идти на компромисс: делать произведения в рельефе.
Особенно ускорило развитие скульптуры проникновение на белорусские земли католицизма, а с ним вместе – и влияние западноевропейского искусства. На протяжении XVI-XVIII стст. Развитие скульптуры отмечено всеми известными в западноевропейском искусстве стилями.
В то же время древнерусские и западноевропейские традиции осваивались и перерабатывались местными мастерами. Особым колоритом отличаются работы местных резчиков, связанные с униатской церковью.
Свои произведения они наделяли не повторной реалистичностью, образы приземленные, жесты не много угловатые и натуральные.
Заметное влияние народных вкусов и представлений- характерная черта белорусской школы резьбы, которая в XVIIIст. Целиком замыкается с «сельским» барокко и постепенно трансформируется в народное искусство.
Деревянная скульптура XIX-начала ХХ ст. – это уже полностью народное искусство, которое унаследовало от произведений прошлого основные каноничные схемы, но разработало в соответствии с собственными вкусами и традициями.
СКУЛЬПТУРА, -ы, ас. 1. Искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки или отливки, ковки, чеканки. Заниматься скульптурой. 2. Произведение такого искусства, а также (собир.) совокупность таких производств.
скука, скукожиться, скукота, скукситься, скула, скуластый, скулёмать, скулить, скульптор, СКУЛЬПТУРА, скумбрия, скунс, скупердяй, скупердяйничать, скупец